Традиционная одежда в Китае – что носят китайцы?

Китайская традиционная одежда – удивительное сочетание практичности, символизма и эстетики, которое формировалось в течение 5000 лет. За это время были созданы разнообразные стили одежды. Они отражают не только климатические условия разных регионов страны, но и социальную иерархию, философские ценности и культурные традиции.
Традиционная одежда в Китае
История традиционной одежды Древнего Китая начинается в эпоху неолита, когда простейшие элементы гардероба изготавливались из растительных волокон. Начало развития шелководства около 6000 лет назад в провинции Хэнань привело к кардинальному изменению китайской одежды. Шелк стал не просто материалом, который использовался для пошива одежды, но и важным элементом китайской цивилизации, привел к созданию знаменитого Шелкового пути.

Традиционные одежды в Китае отражают многовековую историю и культуру одной из древнейших цивилизаций мира. На протяжении тысячелетий китайский национальный костюм эволюционировал под влиянием сменяющихся династий, социальных перемен и культурных традиций.

Одежда Китая создается с учетом следующих принципов:

  1. Гармонией с природой – традиционная китайская философия подчеркивает важность жизни в гармонии с природными циклами. Это выражается в использовании натуральных материалов, сезонных цветов и мотивов для пошива китайской одежды.
  2. Социальной иерархии – одежда четко указывала на социальный статус человека. Императорская семья, чиновники, ученые, простолюдины – у каждой группы были ограничения в цветах, материалах и узорах.
Еще один важный принцип – символизм цвета. Каждый цвет в традиционной китайской одежде наделен глубоким символическим значением:

  1. Желтый цвет (особенно ярко-желтый) был исключительно императорским цветом. Он символизировал центр вселенной.
  2. Красный цвет в китайской одежде символизировал радость, удачу и процветание.
  3. Белый цвет ассоциировался с чистотой, но также и с трауром.
  4. Черный цвет олицетворял зиму и воду.
  5. Зеленый цвет символизировал весну, рост и гармонию.
Глубокий смысл имели и декоративные элементы, которые использовались для украшения одежды:

  • дракон на одежде символизировал императорскую власть;
  • феникс на одежде представлял императрицу и женское начало;
  • журавли на одежде символизировали долголетие;
  • бабочки на одежде ассоциировались с любовью и счастьем в браке;
  • лотосы на одежде ассоциировались с чистотой и духовным просветлением.
Важно понимать, что на протяжении истории Китая сменялись различные династии, и каждая вносила изменения в традиционную одежду. Например, во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) был популярен ханьфу, во времена династии Тан (618-907 гг.) женская одежда стала более свободной и открытой, а в период маньчжурской династии Цин (1644-1912 гг.) в моду вошли плотно облегающие ципао и длинные косы у мужчин.

Несмотря на то, что в повседневной жизни современные китайцы носят преимущественно западную одежду, традиционные наряды переживает своеобразное возрождение. Ханьфу и другая историческая одежда вновь становится популярной среди молодежи на праздниках и культурных мероприятиях. Дизайнеры по всему миру черпают вдохновение в традиционной китайской одежде, адаптируют её элементы под современные модные тренды.

Традиционная одежда в Китае остаётся важной частью культурного наследия страны. Она отражает философию, эстетику и историческое развитие этой древней цивилизации.
Китайская одежда отличается практичностью. Несмотря на символическое значение, эстетику, она адаптирована к климатическим условиям и образу жизни. Это делает китайскую национальную одежду не только красивой, но и удобной.

На протяжении истории каждая династия вносила свои изменения в традиционный костюм. Поэтому китайская одежда отражала меняющиеся философские и эстетические идеалы. Это создало богатое разнообразие стилей, многие из которых сохраняются и ценятся до сих пор.
Изображение цветов и птиц на одежде наделены глубоким символизмом. Они использовались не только как украшение, но и для обозначения социального статуса, моральных качеств и философских концепций. Например, птица павлин на одежде – символ богатства, чести и красоты.

Орел часто вышивался на военной одежде. Он символизирует силу, храбрость, мощь. Изображения птиц Феникс на одежде – символ императрицы и женской добродетели. Национальная китайская одежда может многое рассказать о владельце.
Мужская традиционная одежда Китая
Мужская традиционная одежда в Китае отличается практичностью и строгим соблюдением ритуальных и социальных норм. Мужской гардероб национальной одежды состоял из нескольких элементов.

Ханьфу – наиболее исторически значимый тип традиционной одежды, который получил название от правящей этнической группы хань. Классический ханьфу состоял из нескольких слоев:
  • И – нательная одежда из тонкого шелка или хлопка;
  • Пао – верхний халат с широкими рукавами;
  • Шан – нижняя юбка-брюки.
Для ханьфу был характерен крой одежды с запахом направо (правая пола поверх левой), что символизировало принадлежность к цивилизованному миру. Края и рукава часто украшались вышивкой с традиционными узорами. Рукава одежды ханьфу были очень широкими и использовались как своеобразные карманы.

Чанпао – длинный халат, который стал популярным во времена династии Цин. В отличие от ханьфу, эта одежда отличается более прямым кроем и часто застегивался на пуговицы по диагонали от правого плеча к левой стороне груди. Чиновники носили чанпао с вышитыми на груди и спине «буфанами» – квадратными нашивками, указывающими на ранг:
  1. Гражданские чиновники: птицы (журавль для 1-го, фазан для 2-го ранга).
  2. Военные чиновники: звери (единорог для 1-го, лев для 2-го ранга).
Магуа – короткая куртка с застежками спереди, которую носили в Китае поверх чанпао. Изначально магуа был повседневной одеждой маньчжурских всадников (отсюда и название – «куртка для верховой езды»), но постепенно он стал частью официального национального костюма.

Ку – штаны, которые обычно были широкими и перевязывались на щиколотке. У представителей высших сословий они обычно скрывались под длинными халатами.
Дуаньпао – укороченный вариант халата, который носили представители рабочего класса для удобства передвижения и выполнения физической работы.
Женская традиционная одежда Китая
Женская традиционная одежда в Китае отличается большим разнообразием. Это касается и декора. Она не только указывала на социальный статус женщины, но и на региональные особенности, а также исторический период.

Ципао/Чеонгсам – наиболее узнаваемый в мире элемент китайской женской одежды. Интересно, что современное ципао сильно отличается от своего исторического предшественника. Этой национальный костюм появился в период династии Цин как свободное платье прямого кроя, которое носили маньчжурские женщины. В 1920-х годах, под влиянием западной моды ципао изменилось стало более облегающим и подчеркивающим женскую фигуру.

У классического современного национального ципао такие особенности:

  • высокий воротник-стойка;
  • асимметричная застежка с традиционными петлями и пуговицами;
  • облегающий силуэт;
  • разрезы по бокам для удобства ходьбы в такой одежде;
  • богатая шелковая вышивка с традиционными мотивами, которая отличается разнообразием цветов.
Женский ханьфу имел схожую с мужским структуру, но отличался большим количеством декора. Зачастую он состоял из:

  • нижней рубашки (чжунъи);
  • нижней юбки (чунь);
  • верхнего халата (шанъи);
  • пояса (дай), часто он богато украшался.
В зависимости от эпохи и социального статуса, женский ханьфу мог иметь различный крой: от более закрытого и строгого в эпоху Хань до свободного и даже открытого в период династии Тан. В этот период было модно носить открытые плечи и глубокие декольте.
Жуцюнь – комплект китайской женской одежды, состоящий из верхней блузы (жу) и нижней юбки (цюнь). Этот национальный наряд был особенно популярен в период династий Вэй, Цзинь, Северных и Южных династий, а также Суй и Тан. Жуцюнь отличался разнообразием фасонов и украшений. Часто национальный наряд дополнялся длинными шарфами или накидками.

Бэйцзы – национальная китайская одежда в виде безрукавной жилетки. Она надевалась поверх основной одежды. Богато украшенные бэйцзы были признаком высокого статуса.
Особое место в женском гардеробе занимали свадебные наряды. Традиционное свадебное платье было обычно красного цвета (символ радости и удачи). Эта женская одежда богато украшалась золотой вышивкой с символами счастья, долголетия и плодородия, такими как драконы, фениксы, пионы и гранаты.

Национальная обувь Китая
Традиционная обувь в Китае, как и одежда, отражала социальное положение, практические потребности и эстетические идеалы разных эпох.

Сюэцзы – сапоги из ткани или кожи с плотной войлочной подошвой. Они были популярны среди мужчин в Китае, особенно у военных, чиновников и всадников. Зимние варианты утеплялись мехом или ватой. Отличительной чертой традиционных китайских сапог была приподнятая носовая часть. Она не только придавала им характерный вид, но и выполняла практичную функцию – защищала от грязи и облегчала ходьбу по неровной поверхности.
Тусе/Бусе – повседневная обувь с мягкой подошвой. Она изготавливалась из хлопчатобумажной ткани. Подошва сшивалась из нескольких слоев ткани, что обеспечивало долговечность и комфорт. Тусе были универсальной обувью, которую носили мужчины и женщины из разных классов. Но качество материалов и отделки значительно отличалось. Эта обувь оставалась популярной на протяжении всей китайской истории, особенно в период династий Тан (618–907 гг.) и Мин (1368–1644 гг.).

Сянсе – вышитые туфли, которые носили женщины из состоятельных семей. Их можно сравнить с произведениями искусства. При их изготовлении тщательно подбирались цвета. Эти женские туфли украшались сложными узорами. Наиболее распространенными мотивами были цветы (особенно популярны лотосы и пионы), птицы, бабочки и традиционные символы удачи. Сянсе изготавливались вручную и могли быть частью приданого невесты.

«Лотосовые туфельки» – печально известная разновидность женской обуви. Она связана с практикой бинтования ног, которая была распространена в феодальном Китае начиная с X века и до начала XX века. Длина этих миниатюрных туфелек часто варьировалась от 7 до 10 см в длину.

Эта традиционная китайская обувь изготавливалась для женщин с искусственно деформированными стопами. «Золотые лотосы» (как называли миниатюрные стопы) считались признаком женственности и высокого статуса. Но китайская практика бинтования ног причиняла женщинам постоянную боль и серьезно ограничивала их подвижность. В 1911 году после Синьхайской революции эта практика была официально запрещена.

Цзунсе – соломенные сандалии, которые носили крестьяне во время работы в поле. Они изготавливались из пальмовых волокон или рисовой соломы, были очень дешевыми и доступными.

Юньцзянь – это традиционная обувь китайских чиновников и знати. Часто на ней изображались облака. Она изготавливалась из дорогих и качественных материалов, отличалась прочной подошвой, приподнятой в носовой части и сложной вышивкой. Юньцзянь были популярны среди знати во времена династии Тан и Сун (960–1279 гг.).

Маньчжурские женские ботинки – обувь, которая была популярна в период правления династия Цин. Она отличалась высокой платформой (достигала 10 см) изготавливалась из дерева и обтягивалась тканью. Ботинки декорировались шелковыми узорами и жемчугом. Их носили женщины из маньчжурской знати

Китайская традиционная обувь не только указывает на социальное положение, но и является культурной ценностью страны. Простые соломенные сандалии и изысканные шелковые ботинки сочетают элементы символизма и функциональности. Сегодня традиционная обувь Китая используется в театральных постановках, на фестивалях, нашла свое место и в современной моде.
Национальные головные уборы Китая
Головные уборы в традиционном Китае имели особое значение и часто говорили о человеке больше, чем любая другая часть его гардероба. Они указывали не только на социальный статус, но и на профессию, возраст, и даже семейное положение.

Гуань – общее название официальных головных уборов, которые носили чиновники и знать Китая. Существует множество разновидностей гуаней. Они отличаются по форме и декору в зависимости от ранга и назначения человека.

Наиболее торжественный вариант – мянь. Это церемониальный китайский головной убор императора и высших чиновников с подвесками из нефритовых бусин спереди и сзади. Количество рядов подвесок варьируется от 9 до 12, что строго соответствовало рангу владельца.

Путоу - церемониальный головной убор в форме тюрбана, который был популярен в эпоху династий Суй, Тан и Сун. Он изготавливался из черной ткани, которая оборачивалась вокруг жесткого каркаса. Размер и форма путоу, а также способ обертывания ткани указывали на ранг чиновника.

Фэнгуань – роскошный женский головной убор, известный как «корона феникса». Его надевали китайские невесты из знатных семей. Фэнгуань – сложное украшение из позолоченного серебра или золота с изображениями фениксов, цветов, бабочек и других символов счастья и плодородия. Часто головные уборы дополняли подвески из жемчуга или камней, которые свисали по бокам и спереди, создавая эффект легкого колыхания при движении.

Лянмао – национальные летние шляпы с широкими полями, которые защищали от солнца. Эти головные уборы плели из бамбука, тростника или соломы, что обеспечивало хорошую вентиляцию. Лянмао были особенно популярны среди крестьян и путешественников. Эти головные уборы из-за практичности востребованы и сегодня.

Женский цзицзинь – шарф или лента, которой обвязывали волосы, собранные в традиционную прическу. Цзицзинь мог быть простым у женщин из бедных семей или богато украшенным у аристократок. В зависимости от региона и исторического периода способы завязывания этого своеобразного головного убора значительно различались.

Гуапимао или «шапка-тыква» – небольшая круглая шапочка из черного шелка или атласа, которую носили мужчины в период династии Цин. Эти головные уборы декорировались красной кисточкой сверху (у чиновников) или полудрагоценным камнем (у купцов).
Национальный китайский гардероб – это не просто одежда, а целая система символов и смыслов, которая отражает философию, историю и эстетику одной из древнейших цивилизаций мира. Хотя в современном Китае западная одежда стала нормой для повседневной жизни, традиционные одежды китайских чиновников, купцов играют важную роль в культурных мероприятиях, свадьбах и праздниках, таких как Китайский Новый год. Они сохраняют живую связь с многовековыми традициями.

Дополнительные услуги

Благовещенск →
Екатеринбург →
Доставляем грузы из Китая В города:
Челябинск →
Санкт-Петербург →
Красноярск →
Краснодар →
Новосибирск →
Москва →
Уфа →
Иркутск →
Крым →
Воронеж →
Владивосток →
Казань →