Зачем нужны правила Инкотермс

Инкотермс – это международные правила, которые упрощают международные и внутренние торговые сделки, чётко определяют обязанности продавца и покупателя. Они снижают риск возникновения юридических споров. Правила Инкотермс объясняют, кто оплачивает доставку, страховку, таможенные пошлины. Также они фиксируют момент передачи рисков за груз от продавца к покупателю. Поэтому важно знать особенности и тонкости Инкотермс.

Как правило поставки Инкотермс прописывается в документах

В международной торговле правила поставки Инкотермс (Incoterms) обычно указываются в следующих ключевых документах:

  1. Внешнеторговый контракт (договор купли-продажи). Это основной документ, в котором обязательно должны быть четко прописаны условия поставок Инкотермс. В соответствующем пункте контракта указывается выбранный термин Инкотермс (например, «FOB Шанхай, Incoterms 2020» или «CIP Москва, Incoterms 2010»). Он определяет распределение расходов и рисков продавца и покупателя.
  2. Коммерческое предложение (оферта). На этапе переговоров продавец обычно указывает применяемые условия Инкотермс в коммерческом предложении, чтобы покупатель понимал, какие обязательства берет на себя каждая сторона.
  3. Счет-проформа и коммерческий инвойс (счет-фактура). В этих документах также указывается применяемый термин Инкотермс как подтверждение достигнутых договоренностей по условиям поставок.

Выбранный термин Инкотермс часто отражается в:

  • коносаменте (Bill of Lading) при морской перевозке;
  • авианакладной (Air Waybill) при перевозке по воздуху;
  • CMR при автомобильной перевозке;
  • железнодорожной накладной.
Если условия Инкотермс предполагают страхование товара (например, CIP или CIF), то ссылка на эти условия часто содержится в страховом полисе или сертификате. Иногда условия Инкотермс указываются и в упаковочном листе для обеспечения полноты информации.

В таможенных документах также могут указываться условия поставки по Инкотермс, так как это влияет на определение таможенной стоимости товара.

Для обеспечения юридической защищенности продавца и покупателя рекомендуется не только указывать конкретный термин Инкотермс, но и уточнять используемую редакцию правил (например, Инкотермс 2010 или Инкотермс 2020). Это следует делать, так как между редакциями существуют определенные различия в трактовке некоторых терминов.

Инкотермс не являются законом, а представляют собой свод международных правил, разработанных и издаваемых Международной торговой палатой (МТП / ICC) - iccwbo.ru

Какие бывают базисы

Инкотермс (международные правила толкования торговых терминов) – это стандартизированные условия поставки в международной торговле. Последняя редакция Инкотермс 2020 содержит 11 базисов поставки, которые можно разделить на две основные группы по типу транспорта и четыре категории по степени ответственности сторон.

Базисы классифицируются по типу транспорта. Есть правила или условия поставки для любого вида перевозки (универсальные) можно использовать независимо от выбранного способа транспортировки даже при мультимодальном способе доставки:

  1. EXW. При этом условии продавец выполняет свои обязательства, когда товар размещен на его территории (завод, склад, фабрика). Поставки EXW подразумевают, что покупатель берет на себя все расходы и риски по транспортировке товара от предприятия продавца до конечного пункта назначения.
  2. FCA. Продавец доставляет товар перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, на своей территории или в ином обусловленном месте. Риск переходит в момент передачи товара перевозчику.
  3. CPT. Продавец передает товар перевозчику и оплачивает стоимость транспортировки до указанного места назначения. Риск переходит покупателю в момент передачи товара первому перевозчику.
  4. CIP. Этот базис, условия поставки аналогичны CPT, но продавец также обязан оформить страхование товара с минимальным покрытием. Но согласно редакции 2020 это должно быть страхование на условиях «A» (от всех рисков).
  5. DAP. Продавец выполняет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски до этого момента.
  6. DPU. Продавец выполняет поставку, когда товар разгружен с прибывшего транспортного средства и предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой и разгрузкой товара.
  7. DDP. Этот базис предполагает максимальные обязательства для продавца. Он несет все расходы и риски, включая импортные таможенные пошлины и прохождение таможенных формальностей. Поставка осуществляется после того, как товары прошли таможенную очистку в стране импорта.
Существуют правила поставок согласно Инкотермс для морского и внутреннего водного транспорта. Эти термины используются только при перевозках по воде:

  1. FAS. Продавец выполняет поставку, когда товар размещен вдоль борта судна в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит на покупателя в этот момент.
  2. FOB. Продавец выполняет поставку, когда товар находится на борту судна в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски несет покупатель.
  3. CFR. Продавец оплачивает расходы и фрахт для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск утраты или повреждения товара переходит на покупателя в момент погрузки товара на судно в порту отправления.
  4. CIF. Этот базис аналогичен CFR, но продавец также оформляет и оплачивает морское страхование с минимальным покрытием.
Классификация базисов по степени ответственности:

  1. Группа E (Отправление). EXW – минимальные обязательства продавца.
  2. Группа F (Основная перевозка не оплачена продавцом): FCA, FAS, FOB.
  3. Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом): CPT, CIP, CFR, CIF.
  4. Группа D (Доставка): DAP, DPU. При этом DDP накладывает максимальные обязательства на продавца.
Понимание базисов поставки Инкотермс критически важно для участников международной торговли, так как они четко определяют момент перехода рисков, распределение расходов между сторонами и ответственность за оформление документов. Правильный выбор условий поставки позволяет избежать недопонимания и потенциальных споров между продавцом и покупателем в ходе исполнения внешнеторговой сделки.

Какой базис выбрать

Выбор оптимального базиса поставки Инкотермс зависит от нескольких ключевых факторов и условий конкретной сделки. Он требует системного подхода. Для этого нужно учитывать следующие ключевые факторы:

  1. Тип используемого транспорта. Для контейнерных перевозок и мультимодальных маршрутов подходят универсальные термины (EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DPU, DDP). Для транспортировки насыпных грузов используются специализированные морские термины (FAS, FOB, CFR, CIF).
  2. Контроль над логистикой. Нужно продумать, кто лучше организует транспортировку.
  3. Если у продавца налаженные связи с транспортными компаниями и опыт в организации перевозок в регионе отправки, то подойдут термины группы C (CPT, CIP, CFR, CIF). Если у покупателя есть возможность организовать и контролировать транспорт, то лучше использовать термины группы F (FCA, FAS, FOB).
  4. Распределение рисков и ответственности. Нужно оценить, кто готов взять на себя больше рисков. Если у продавца больше опыта в международной торговле, больше ресурсов, то возможно использование терминов группы D (DAP, DPU, DDP). Если покупатель лучше знает импортное законодательство своей страны, то предпочтительнее использовать EXW, группу F или группу C.
  5. Таможенное оформление. Обязательно нужно учитывать специфику таможенных процедур. Если продавец хорошо знаком с экспортными процедурами своей страны, но у него нет опыта в реализации импортных операций страны покупателя, то стоит избегать условий поставки DDP. Если у покупателя нет опыта экспортного оформления в стране продавца, то лучше не указывать условия поставки EXW.
  6. Стоимость и переговорные позиции. Нужно помнить, что базисы поставки влияют на итоговую стоимость. Термины с большей ответственностью продавца (например, базис поставки DDP) обычно увеличивают цену товара. Термины с большей ответственностью покупателя (к такому относится базис поставки EXW) обычно снижают цену товара.
При выборе условий поставки для типичных ситуаций рекомендуется придерживаться ряда проверенных рекомендаций. Начинающим экспортерам подойдет базис поставки FCA (Франко-перевозчик). Это разумный компромисс, так как продавец отвечает за экспортное оформление и доставку до перевозчика в своей стране, а покупатель берет на себя основную международную логистику.

Для регулярных морских контейнерных перевозок оптимальным решением станет указание условий поставки FOB (Свободно на борту). Это популярный базис в сфере морских перевозок, хотя технически для транспортировки контейнеров рекомендуется указание условий FCA, так как они зачастую передаются перевозчику до порта.

Полный контроль над логистикой покупателем требует указания условий поставки EXW (Франко-завод). Он накладывает минимальные обязательства на продавца, дает максимальный контроль покупателю. Но стоит помнить, что при условиях поставки EXW продавец даже не обязан помогать с погрузкой товара на транспорт покупателя.

Для полного логистического сервиса со стороны продавца подойдут условия поставки DAP (Поставка в место назначения). Продавец доставляет товар до оговоренного места в стране покупателя, но без таможенной очистки импорта. Это оптимальные условия поставки, так как экспортер обычно не знает всех требований импортной таможни.

При поставке критически важных комплектующих подходящим базисом станет DDP (Поставка с оплатой пошлин). Он подразумевает максимальную ответственность продавца, включает все расходы и риски до конечного пункта назначения. Это касается и импортных пошлин. Такой базис поставки целесообразен, если важна гарантированная доставка «под ключ».

Для комплексных международных проектов подойдут условия поставки CIP (Перевозка и страхование оплачены до). Этот базис поставки обеспечивает баланс ответственности и широкое страховое покрытие (после пересмотра правил в 2020 году).

При выборе условий договора поставки часто допускаются следующие ошибки:

  1. Использование условий поставки EXW при отсутствии опыта. Это повышает риск возникновения проблем и сложностей с экспортными процедурами.
  2. Применение морских терминов для контейнерных перевозок. Международная торговая палата рекомендует использовать FCA вместо условий поставок FOB для контейнерных перевозок.
  3. Выбор DDP без учета региональных особенностей. Продавец может не знать всех нюансов импортного регулирования и налогообложения.
  4. Пренебрежение страхованием. При использовании условий поставок CFR вместо CIF или CPT вместо CIP груз может остаться незастрахованным.
При принятии решения по выбору условий договора поставки нужно руководствоваться такой логикой:

  1. Для контейнерных перевозок подходят универсальные термины.
  2. Если есть опыт оформления экспортных процедур, можно взять на себя эту обязанность.
  3. При наличии опыта сотрудничества с морскими перевозчиками можно указать базис поставки с организацией транспортировки.
  4. Если нет опыта оформления импорта, то лучше избегать условий договора поставки DDP.
  5. Покупатель просит организовать доставку до определенного города, но хочет сам заниматься растаможкой, то DAP станут оптимальными условиями договора поставки.
Нужно помнить, что правильно выбранный базис поставки должен отражать реальные коммерческие возможности сторон и распределять обязанности так, чтобы каждый был способен эффективно решать вопросы.

Что важно запомнить

При выборе условий поставки Инкотермс важно помнить несколько фундаментальных принципов. Они помогут избежать распространенных ошибок и недопониманий. Вот наиболее важные моменты, которые следует учитывать при выборе условий поставки:

  1. Инкотермс регулирует не все аспекты контракта. Он только распределяет риски, расходы и обязанности по доставке товара. Эти правила не регулируют переход права собственности, порядок оплаты, последствия нарушения контракта и многие другие юридические аспекты. Все эти моменты должны быть отдельно прописаны в контракте.
  2. Точное указание версии Инкотермс. Нужно указывать конкретную редакцию правил или базисов, например, «CIF Шанхай, Инкотермс 2020». Между редакциями есть существенные различия. В Инкотермс 2020 термин DAT был заменен на DPU, а в CIP требования к страховому покрытию стали более жесткими.
  3. Точное указание географического пункта. Недостаточно написать просто «FOB» или «CIF» – необходимо четко указать географический пункт. Например, «FOB порт Санкт-Петербург» или «DAP склад покупателя, ул. Промышленная 1, Берлин, Германия"» Без этого уточнения могут возникнуть споры о месте исполнения обязательств, условий поставки.
  4. Соответствие базиса виду транспорта. Термины FAS, FOB, CFR и CIF предназначены исключительно для морских и внутренних водных перевозок. Их некорректно использовать при авиаперевозках или использовании автомобильного транспорта. Для контейнерных перевозок, даже морских, Международная торговая палата рекомендует использовать FCA вместо FOB. Это связано с тем, что контейнер обычно передается перевозчику до погрузки на судно.
  5. Различия в моменте перехода рисков и расходов. При использовании терминов группы C (CPT, CIP, CFR, CIF) переход рисков утраты или повреждения товара происходит в стране отправления. Но расходы по доставке до обозначенного пункта ложатся на продавца. Это важно понимать, так как создается ситуация, когда товар уже находится на риске покупателя, но еще транспортируется за счет продавца.
  6. Распределение обязанностей по таможенным формальностям. При выборе базиса поставки необходимо четко понимать, кто отвечает за экспортное и импортное таможенное оформление. Условия EXW указывает на то, что все таможенные формальности лежат на покупателе.
  7. Если указаны условия поставки FCA, FAS, FOB, то экспортное оформление выполняет продавец. Аббревиатура DDP указывает на то, что продавец отвечает, как за экспортное, так и за импортное оформление.
  8. Понимание страхового покрытия. Только два термина Инкотермс предусматривают обязательное страхование груза продавцом. Это условия поставки CIP и CIF. Но с 2020 года для CIP требует расширенного страхового покрытия по условиям «A» (от всех рисков). Для условий поставки CIF достаточно минимального покрытия по группе «C». При использовании других терминов страхование должно согласовываться сторонами отдельно.
  9. Для включения дополнительных услуг нужно их указывать. Чтобы в обязанности продавца входили дополнительные услуги (например, при FCA – загрузка контейнера и его крепление), их необходимо прописать в контракте. Это нужно, так как стандартные условия Инкотермс могут этого не предусматривать.
  10. Учет коммерческой практики и особенностей работы портов. В некоторых портах на определенные товары распространяются устоявшиеся торговые обычаи, которые дополняют или модифицируют стандартные условия Инкотермс. Эти нюансы особенно важно учитывать при работе с новыми рынками.
  11. Правильная калькуляция цены. При выборе разных условий поставки меняется не только распределение обязанностей, но и структура цены. Например, при переходе от EXW к DDP продавец должен включить в цену все логистические расходы, таможенные пошлины и налоги в стране импорта. Это может существенно повлиять на конечную стоимость.
При выборе условий поставки нужно учитывать уровень опыта в организации международных перевозок. Еще один важный момент – наличие проверенных логистических партнеров. Важную роль играют сроки и контроль над процессом доставки. Тщательный анализ рассмотренных факторов и глубокое понимание механизмов Инкотермс позволит выбрать оптимальные условия поставки, которые будут соответствовать коммерческим целям и возможностям обеих сторон сделки.

Что означают базисы Инкотермс

Для понимания значения условий поставок нужно подробно рассмотреть основные базисы Инкотермс и их значение для участников торговли:

  1. EXW (Ex Works). Эти условия поставок предусматривают передачу товара от продавца к покупателю на своей территории (завод, склад). Все расходы и риски по транспортировке несет покупатель.
  2. FCA (Free Carrier). Согласно этим условиям поставок продавец доставляет товар до указанного места и передает его перевозчику, назначенному покупателем. FCA часто используется при контейнерных перевозках и является более гибким, чем FOB.
  3. FOB (Free On Board): При использовании базиса поставок FOB продавец отвечает за доставку товара на борт судна и экспортную очистку. Риски переходят на покупателя после пересечения товаром поручней судна.
  4. CFR (Cost and Freight). Продавец оплачивает доставку до порта назначения, но риск переходит к покупателю после погрузки на судно.
  5. CIF (Cost, Insurance and Freight). Этот базис аналогичен CFR, но на продавца также ложатся расходы на страхование груза.
  6. DAP (Delivered At Place). Продавец несет все расходы и риски до доставки товара в указанное место назначения, исключая импортную очистку.
  7. DDP (Delivered Duty Paid): Максимальные обязательства продавца, включая доставку до места назначения и оплату всех импортных пошлин.
Условия договора поставки с использованием Инкотермс должны четко определять обязанности сторон в соответствии с выбранным термином. Это позволяет избежать разногласий в процессе исполнения контракта.

Влияет ли базис поставки Инкотермс на налогообложение?

Базис поставки Инкотермс оказывает существенное влияние на налогообложение внешнеторговых операций. Оно проявляется в нескольких важных аспектах налогового и таможенного регулирования.

Таможенная стоимость товара служит базой для исчисления таможенных пошлин и налогов (НДС, акцизов) при импорте. Базис поставки Инкотермс напрямую влияет на состав расходов, которые включаются в таможенную стоимость.

При использовании базисов поставки Инкотермс группы D (DAP, DPU, DDP), в стоимость товара уже включены расходы на доставку до места назначения. Поэтому таможенная стоимость будет включать эти транспортные расходы.

При использовании базисов поставки Инкотермс группы E или F (EXW, FCA, FAS, FOB), в контрактную цену обычно не включены расходы на международную перевозку. Но, согласно правилам определения таможенной стоимости, импортер должен добавить эти расходы к контрактной цене при декларировании товара для корректного расчета таможенных платежей.

Например, если товар куплен на условиях поставки EXW за 10 000 евро, а расходы на доставку до границы страны импорта составили 2 000 евро, то таможенная стоимость будет рассчитана как 12 000 евро, даже если эти 2 000 евро не были уплачены продавцу.

Базис поставки Инкотермс определяет, где и кем уплачивается НДС. При условиях поставок DDP продавец берет на себя обязательства по уплате НДС при импорте товара в страну покупателя. В этом случае иностранная компания может столкнуться с необходимостью налоговой регистрации в стране импорта. При всех остальных условиях поставок (EXW, FCA, FAS, FOB, CPT, CIP, CFR, CIF, DAP, DPU) обязанность по уплате НДС при импорте лежит на покупателе.

Важно отметить, что в некоторых юрисдикциях существуют особые правила для определения места реализации услуг для целей НДС. Например, транспортные услуги могут облагаться НДС по месту их фактического оказания, независимо от того, кто их оплачивает согласно условиям поставки.

Базисы поставок могут влиять на налогообложение прибыли следующим образом:

  1. Постоянное представительство. При использовании условий DDP продавец может создать риск образования постоянного представительства в стране покупателя. Это происходит потому, что продавец осуществляет существенную деятельность в этой стране, включая таможенное оформление, доставку. В результате доходы от такой деятельности могут подлежать налогообложению в стране покупателя.
  2. Трансфертное ценообразование. При сделках между взаимозависимыми лицами выбор базиса, условий поставки может быть элементом планирования налоговой нагрузки группы компаний. Например, выбор EXW вместо DDP может перенести часть прибыли с производственной на торговую компанию группы. Налоговые органы могу рассматривать это как инструмент налоговой оптимизации.
Также существуют специфические налоговые аспекты при различных базисах, условиях поставок товаров. К ним относится возмещение НДС при экспорте. Экспортеры обычно имеют право на применение нулевой ставки НДС и возмещение «входного» НДС. Базис, условие поставки определяет, какие именно расходы (включая транспортные) будут учтены в экспортной операции и подпадут под возможность возмещения НДС.

При базисах, условиях группы C и D (CPT, CIP, CFR, CIF, DAP, DPU, DDP) экспортер оплачивает международные поставки, и НДС по этим услугам также может подлежать возмещению при соблюдении определенных условий. При условиях группы E и F (EXW, FCA, FAS, FOB) международную перевозку оплачивает покупатель, поэтому экспортер не имеет оснований для возмещения НДС на эти услуги.

В некоторых странах действует особый режим налогообложения транспортных услуг. Международные перевозки могут облагаться НДС по нулевой ставке. Внутренние перевозки обычно облагаются НДС по стандартной ставке. Базис поставки определяет, кто заказывает и оплачивает транспортные услуги, кто становится плательщиком НДС по ним.

Базис Инкотермс DDP создает наибольшие налоговые риски для экспортера. К ним относится:

  1. Риск признания постоянного представительства в стране импорта.
  2. Обязанность регистрации в качестве налогоплательщика в иностранной юрисдикции.
  3. Необходимость соблюдения иностранного налогового законодательства, которое может быть сложным и незнакомым.
  4. Возможность двойного налогообложения при отсутствии четкого разграничения налоговых обязательств.
При выборе условий поставок нужно учитывать налоговые последствия, придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Проведите налоговый анализ перед выбором условий поставок. Оцените налоговые последствия для каждого из рассматриваемых базисов.
  2. Учитывайте требования налогового законодательства обеих стран. Особенно важно понимать, как базис, условия поставок влияет на определение места реализации для целей НДС и на формирование постоянного представительства.
  3. Документально фиксируйте распределение расходов. Независимо от выбранных условий поставок, нужно четко документировать, какие расходы включены в контрактную цену, а какие оплачиваются отдельно.
  4. Консультируйтесь с налоговыми специалистами, особенно при организации сложных поставок или планировании работы на новых рынках.
  5. При работе со взаимозависимыми лицами нужно соблюдать принцип «вытянутой руки». Это означает, что выбор условий поставок должен соответствовать обычной коммерческой практике и не должен использоваться исключительно как инструмент налоговой оптимизации.
Базисы поставок Инкотермс – это не просто технические условия внешнеторгового контракта, но и важный элемент, который влияет на налоговые обязательства сторон. Понимание этих аспектов позволяет принимать более обоснованные коммерческие решения, предотвращать непредвиденные налоговые риски и издержки.

Дополнительные услуги

Благовещенск →
Екатеринбург →
Доставляем грузы из Китая В города:
Челябинск →
Санкт-Петербург →
Красноярск →
Краснодар →
Новосибирск →
Москва →
Уфа →
Иркутск →
Крым →
Воронеж →
Владивосток →
Казань →